Официальная правовая информация |
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, В РЕГУЛИРОВАНИИ ДОВЕРЕННОСТИ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПО ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СВЯЗАННОЙ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 23.11.2017 № 7 «О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
(ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 17 ИЮЛЯ 2018 г. № 135-З «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»)
ФУНК Я.И.,
доктор юридических наук, профессор,
Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
|
Материал подготовлен |
Подпункт 3.11 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрел, что субъекты хозяйствования в праве не использовать печати, за исключением случаем, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
В действующей редакции Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), а именно в пункте 5 статьи 186, предусмотрен единственный тип (вид) сделки, применительно к которому гражданское законодательство Республики Беларусь требует совершение соответственной сделки за печатью.
Речь идет о доверенности от имени юридического лица, которая выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с обязательным скреплением печатью этой организации (юридического лица).
В связи с указанным, применительно к доверенности юридического лица наблюдается (до вступления в силу Закона № 135-З) коллизия между положениями Декрета Президента Республики Беларусь № 7 и ГК.
Данная коллизия в силу законодательных актов Республики Беларусь и сложившихся правоприменительных подходов разрешается следующим образом.
Если исходить из норм Конституции Республики Беларусь и определенных норм Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», то нормы декрета Президента Республики Беларусь и нормы закона Республики Беларусь имеют равную юридическую силу.
А именно, в силу статьи 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент Республики Беларусь издает декреты имеющие силу законов. То же фактически (да и юридически) присутствует и в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в соответствии с которой декрет Президента Республики Беларусь – это нормативно-правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Однако в силу статьи 137 Конституции Республики Беларусь в случае расхождения декрета Президента Республики Беларусь с законом такой закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Абсолютно тождественное положение предусмотрено и в статье 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Таким образом, приведенные последними законодательные положения позволяют сделать вывод, что, несмотря на то, что декрет Президента Республики Беларусь обладает силой закона, его юридическая сила выше силы закона. А раз так, то в соответствии со сложившимся в правовой системе Республики Беларусь подходом, при коллизии (конфликте) норм декрета Президента Республики Беларусь и положений закона Республики Беларусь (в том числе и кодекса Республики Беларусь, и в частности ГК), нормы декрета Президента Республики Беларусь превалируют над положениями закона (в том числе кодекса) Республики Беларусь.
При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 70 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) дела юридических лиц в суде ведут их органы или другие представители юридических лиц, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством и учредительными документами либо доверенностью.
Причем в соответствии со статьей 75 ГПК представитель по доверенности допускается судом к участию в деле только при наличии надлежаще оформленной доверенности. Адвокат представляет суду удостоверение адвоката и доверенность, оформленную в простой письменной форме, или ордер.
В соответствии с действующей редакцией статьи 76 ГПК доверенности от имени юридических лиц выдаются за подписью их руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами юридического лица, скрепленной печатью.
Примерно то же предусмотрено и Хозяйственным процессуальным кодексом (далее – ХПК) Республики Беларусь. Однако статья 78 ХПК Республики Беларусь предусматривает, что доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами. При этом в соответствии со статьей 82 ХПК Республики Беларусь работник юридического лица или другое лицо, которым поручено представлять интересы юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, представляют суду доверенность юридического лица или иной документ, удостоверяющий такие полномочия, а также предъявляют свои паспорта или удостоверения; адвокат предъявляет суду удостоверение адвоката и доверенность.
Учитывая то обстоятельство, что ГПК и ХПК Республики Беларусь обладают по отношению к нормам Декрета Президента Республики Беларусь № 7 той же юридической силой, что и ГК применительно к подтверждению полномочий лиц, представляющих интересы юридически лиц Республики Беларусь в судах Республики Беларусь, в том числе в судах, рассматривающих экономические дела, возник вопрос о необходимости или отсутствии необходимости скрепления печатью доверенности и представителей юридических лиц Республики Беларусь.
На первый взгляд, исходя из изложенных выше положений и рассуждений ответ вроде бы однозначен – доверенность представителя юридического лица не должна скрепляться печатью юридического лица.
Однако нам представляется, что ответ на поставленный вопрос все-таки не так очевиден.